Социальный патронат и социальный контракт в семейном законодательстве

С начала нынешнего года в Государственной Думе РФ рассматриваются законопроекты, которые призваны изменить взаимоотношения государства и неблагополучных семей. Прежде всего целью законопроектов является защита прав и интересов ребенка, улучшение его положения в семье и в целом сохранение семьи.

Следует отметить, что необходимость законодательных изменений в области взаимодействия государства и неблагополучных семей назрела давно. Существующее регулирование деятельности органов опеки и попечительства не способствовало защите прав детей, а напротив, часто вело к ухудшению положения несовершеннолетних.

Ярким примером неэффективности деятельности органов опеки и попечительства стала получившая широкий общественный резонанс история, которая произошла в Архангельской области с Кристиной Сергановой. Так, сотрудники органов опеки и попечительства посчитали ненадлежащими условия, в которых содержались дети в семье Сергановых. В итоге мать была лишена родительских прав, а детей забрали из семьи и направили в детские дома. Через несколько месяцев старший ребенок Кристина Серганова была найдена повешенной, по официальной версии – это было самоубийство. Так или иначе, очевидно, что решение об отнятии детей было принято поспешно. Важно заменить, что таких примеров по всей стране огромное количество. И здесь вина не только работников, принимающих такие решения. По сути дела, органы опеки и попечительства лишены каких-либо иных, помимо лишения родительских прав, законодательных инструментов реагирования при обнаружении ненадлежащего содержания детей.

В этой связи весьма актуальным стало внесение в Государственную Думу РФ Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту, целью социального патроната является совершенствование механизмов обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье и предотвращении утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Согласно законодательному определению социальный патронат - форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путем оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.

В соответствии с законопроектом социальный патронат устанавливается:

  • Органами опеки и попечительства;
  • Судом при рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав; При этом социальный патронат устанавливается в случае, если суд сочтет, что отсутствуют достаточные основания для ограничения (лишения) родительских прав.

Необходимым условием для учреждения социального патроната будет обязательное письменное согласие родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. Такое положение вполне разумно, поскольку отсутствие желания со стороны родителей сохранить детей в семье лишает смысла установление социального патроната.

В рамках социального патроната будет разрабатываться План, направленный на улучшение условий проживания детей. Данный план должен носить индивидуальный характер, учитывать особенности семьи, в отношении которой установлен социальный патронат. В составлении Плана, помимо органов опеки и попечительства, будут участвовать образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

По мнению разработчиков проекта, благодаря социальному патронату изменяется сам принцип работы органов опеки и попечительства. Не ребенок "механически" перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и его родители, получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка.

Вторым законопроектом, который направлен в том числе на поддержание семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, является проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в связи с введением государственной социальной помощи на основе социального контракта» (находится на общественной экспертизе).

В отличие от первого законопроекта, который в качестве объекта воздействия рассматривает семью в целом, законопроект о социальном контракте направлен на конкретного человека.

Между государственным органом и гражданином будет заключаться соглашение, в соответствии с которым гражданин будет получать государственную социальную помощь. Эта помощь будет заключаться не только в предоставлении денежных средств (в среднем 30-35 тыс.), но и оказании психологических, юридических услуг.

При этом на гражданине, с которым был заключен контракт, также будут лежать обязанности, связанные с его собственными действиями по преодолению тяжелой жизненной ситуации.

В законопроекте социальный контракт определяется следующим образом – соглашение между гражданином и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации

Таким образом, с принятием описанных законопроектов у граждан появится реальная возможность сохранить свои семьи и улучшить жизненные условия своих детей.

 

Пишите нам

Бесплатная правовая помощь

E-mail: bezplatnayapravovayapomosh@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz