БЕСПЛАТНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ. Миф или реальность.
Любое государство заинтересовано, чтобы возникающие конфликты решались на основе действующих в стране законов, а не сводились к разборкам «по понятиям». Вместе с тем очевидно и то, что гражданин, не являющий юристом, не может знать всех предписаний, которые сформулированы законодателем применительно к различным жизненным ситуациям.
Таким образом, задача государства обеспечить для своих граждан возможность получить правовой ответ, который позволит разрешить возникшую проблемы. Одним из инструментов, который способствуют реализации озвученной задачи, является организация бесплатной правовой помощи.
В Российской Федерации принимаются меры по организации бесплатных юридических услуг. Был принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (см. комментарий к Закону). Однако это только начальный этап по формированию системы бесплатной правовой помощи. В этой связи получить бесплатный квалифицированный ответ по правовой проблематике, к сожалению, затруднительно.
Несмотря на то, что система бесплатной правовой помощи у нас еще неразвита многие компании активно используют данное словосочетание при рекламировании своих услуг.
В целом компании, говорящие о том, что они оказывают бесплатную правовую помощь, можно разделить на три группы:
- Компании, использующие «бесплатную правовую помощь», для приманки клиентов. В действительности такие компании никаких безвозмездных услуг не оказывают. Привлеченному волшебным словосочетанием клиенту в рамках таких «бесплатных услуг» ничего не говорится по существу. При этом клиента пытаются убедить, что его вопрос сложный и требует дополнительной проработки, которая естественно не бесплатна. С такими организациями, оказывающими «бесплатную правовую помощь» лучше не связываться, поскольку, качество оказанных услуг за деньги, как правило, также оставляет желать лучшего. Задачей описанных компаний является получение денег клиента, после получения денег их не волнует ни вопрос клиента, ни сам клиент;
- Существуют компании, которые в своих рекламных материалах не указывают, что они оказывают регулярную бесплатную правовую помощь. Тем не менее компании оказывают безвозмездные услуги. Это, как правило, крупные участники рынка юридических услуг, и бесплатную помощь они оказывают социально-значимым организациям (библиотеки, консерватории, образовательные учреждения) либо известным людям. Важно заметить, что юридические компании проводят бесплатно весь объем правовой помощи, необходимой для решения проблемы (например, подготавливают исковые заявления, представляют интересы лица в суде). Особенностью такого рода бесплатной правовой помощи является то, что она оказывается крайне редко и по выбору самой юридической компании. Впоследствии удачно проведенные проекты по бесплатной правой помощи используются в рекламных целях, также с помощью них обосновывается тезис о социальной ответственности юридической компании;
- На рынке юридических услуг есть компании, которые на регулярной основе оказывают как бесплатную правовую помощь, так и возмездные юридические услуги. Какая помощь будет оказана обратившемуся человеку зависит от того, сколько усилий должен будет затратить юрист для поиска ответа на поставленный перед ним вопрос. В том случае, если для ответа достаточно лишь открыть закон и зачитать статью, деньги с клиента не берутся. В том же случае, когда подготовка ответа требует проведения системного анализа множества правовых актов, судебной практики, а также исследование документов клиента, то тогда обсуждается стоимость услуг. В описанной ситуации, хотя словосочетание «бесплатная правовая помощь» и используется в рекламных целях, для привлечения клиентов, однако безвозмездная помощь оказывается реально (в отличие от компаний первого типа), но в небольших объемах. Судить за это компании не стоит, так как их основная задача все-таки не благотворительность, а получение дохода.
Таким образом, в настоящее время хотя и реально получить бесплатную правовую помощь, однако она оказывается в небольших объемах по вопросам не требующим глубокой проработки.